Размер шрифта: А А А
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Программа "Надежный причал"

Служба обучения молодых родителей  «Надежный причал» создана  на базе ГКС (К) ОУ  Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 VIII вида   х.Базовый, Грачевский район, Ставропольский край.

Целью создания данной службы обусловлена необходимость связи всех компонентов воспитательного процесса проводимого специалистами(педагогами, психологом, социальным педагогом) образовательного учреждения и семьей, где родители могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия для создания эмоционального комфорта, интересную и содержательную жизнь дома и вне его.

Специалисты оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей. При тесном контакте со взрослыми выясняется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Большинство родителей готовы к изменениям, но они не знают, что и как надо делать. Они не знают что значит строить семью, что значит общаться с собственным ребенком, как дарить ласку, заботу, любовь своим детям. На основе этого был разработан проект психолого-педагогических способов взаимодействия и помощи родителям. Информацию которую мы доносим до сведения родителей, нужно еще уметь воспользоваться, применить на практике, в своей семье, на своих детях.

Для более адресной и скорректированной работы по устранению изъянов семейного воспитания и организации дифференцированной работы предлагаем подразделять семьи на  типы:

1.     Неполная семья, где отсутствует один из родителей, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком.

2.     Семья, где господствует безнадзорность. Это семьи, где родители, чаще всего пьющие.

3.     Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей (не понимают детей, не знают методов воздействия, подрывают авторитет школы и учителей).

4.     Семьи с проблемами жилья, отсутствием средств на содержание семьи, болезнь членов семьи, осужденные за преступления.

5.     Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В основе воспитания – физические наказания, поэтому дети растут жестокими и озлобленными.

6.     Семьи, столкнувшиеся с суицидом

Для успеха работы нужна дифференцированная работа с родителями.

Целью данной службы являются:

·        просвещение молодых родителей в вопросах воспитания ребенка в возрасте от 3 до 14 лет;

·        расширение воспитательного потенциала семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.

Задачи:

1.     Осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании

2.     Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых  взаимоотношений между ее членами

3.     Повышение компетентности родителей в области психического развития ребенка на определенных  возрастных этапах и его индивидуальных особенностей

4.     Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.

Для реализации поставленных целей и задач ведется следующая работа:

Выпускаем  рекламные листовки о проводимых мероприятиях в рамках проекта; информационные листы различной тематики для родителей:

«Что делать, если ваш ребенок убегает из дома», «В семье сын и дочь – особенности воспитания»,  «Почему дети  лгут – причины детской лжи», «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста», «Родителям на заметку».

Сотрудничаем с органами опеки и попечительства, органами социальной защиты, а также средствами массовой информации.

 

 

 

 

 

В работе сочетаются разные направления деятельности:

 

Просветительское направление.

Задача – расширить  представления о психических процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностях ребенка, повысить социально-культурный  уровень знаний.

Лекции, семинары, дискуссии включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать свое мнение на групповое освещение.

Темы лекций, дискуссий: «Конфликты», «Слова, которые мы произносим», «Взаимоотношения в семье».

 

Тренинговое направление.

Задача – формировать умения принять роль другого (например, ребенка), способность видеть слышать и анализировать детские проявления, находить оптимальные пути взаимодействия, научить общаться; повышение родительской самооценки; формирование умений организовывать семейный досуг.

1 этап – тренинги для родителей. Тренинги проводятся с группами родителей – это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменение стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам.  В процессе тренингов у родителей меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребенком, которые в дальнейшем рефлексируются.

2 этап – совместные занятия родителей и детей. Совместные занятия объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом:

1 часть занятия игры и упражнении, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партеры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.

2 часть – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определенный момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.

 

Структура проведения тренингов:

1 часть – вводная

·        Знакомство и приветствие участников занятия;

·        Разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы.

2 часть – основная

·        Обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации;

·        Деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме;

·        Анализ упражнения: что почувствовали? Что узнали? Что поняли?

3 часть- заключительная

·        Обсуждение – высказывание участников своих впечатлений.

Темы  тренингов:  «Поощрение и наказание», «Во что играют наши дети?», «Попробуйте – у вас получится!»

 

Диагностическое направление.

Задача- раннее выявление неблагополучных семей для реализации комплекса мер по оказанию помощи; координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска.

·        Личностная тревожность

·        Исследование внутрисемейных отношений

·        Опросник «Подростки о родителях»

·        Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

·        Рисуночные тесты

 

Консультативное направление.

Задача – изучение проблемы конкретной семьи, выявление причины возникшей ситуации, поиск путей решения.

Темы бесед с родителями:

·        Ребенок начал воровать

·        Как справиться с гневом

·        Детская ложь

·        Конфликтность. Шаги к сокращению количества конфликтов

·        Общение детей внутри семьи:братья-сестры, младшие-старшие

На фото девочка  проходит курс песочной терапии в рамках индивидуального занятия по  коррекции эмоционально-волевой сферы, мышечной зажатости, скованности,заниженной самооценки, преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.

  

 На следующем фото - психолог  проводит консультацию по вопросу обучения и психического развития ребенка . Мальчик учится в коррекционной школе, имеются проблемы  по нескольким школьным предметам, не успевает в школе за другими детьми. В результате беседы психолог предлагает  занятия по коррекции мышления, внимания, памяти, речи, а также по формированию самостоятельности, ответственности, произвольности в поведении, снятию нервно-психического напряжения.

   

Методическое направление.

Оформление документации:

·        Оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы;

·        Анализ и обработка диагностических данных;

·        Разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

·        Разработка анкет для родителей, планов-конспектов тренингов, лекций семинаров, совместных занятий родителей и детей.

 

·        Изучение литературы.

Дополнительная информация