Размер шрифта: А А А
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Аналитический отчет "Надежный причал"

 

 

На основании постановление Правительства Ставропольского края от 28 октября 2015 года №467-п «Об утверждении краевой программы «Защитим детей от насилия» на 2015-2017 годы», соглашением от 03 ноября 2015 года №4-РП7-ЗДН «О выделении денежных средств в виде гранта на выполнение краевой программы «Защитим детей от насилия» на 2015-2017 годы» и приказа министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 20 ноября 2015 года  №1593-пр «О распределении средств бюджета Ставропольского края и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных на реализацию мероприятий краевой программы «Защитим детей от насилия», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2015 года №467-п, на 2015 год между государственными казенными образовательными организациями Ставропольского края, государственными казенными организациями Ставропольского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с п.18 краевой программы «Защитим детей от насилия» на базе ГКС(К)ОУ  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 VIII вида», х.Базовый, Грачевский район, Ставропольский край создана служба обучения молодых родителей  «Надежный причал».

Создание  данной службы необходимо с целью формирования у родителей знаний по вопросам воспитания детей, имеющих отклонения в поведении; оптимизации взаимоотношений детей и их родителей. Родители могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия для создания эмоционального комфорта, интересную и содержательную жизнь дома и вне его.

Свою деятельность служба осуществляет, основываясь на комплексном подходе к семье.

Специалисты оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей. При тесном контакте со взрослыми выясняется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Большинство родителей готовы к изменениям, но они не знают, что и как надо делать. Они не знают что значит строить семью, что значит общаться с собственным ребенком, как дарить ласку, заботу, любовь своим детям. На основе этого был разработан проект психолого-педагогических способов взаимодействия и помощи родителям. Информацией, которую мы доносим до сведения родителей, нужно еще уметь воспользоваться, применить на практике, в своей семье, на своих детях.

Для более адресной и скорректированной работы по устранению изъянов семейного воспитания и организации дифференцированной работы предлагаем подразделять семьи на  типы:

1.  Неполная семья, где отсутствует один из родителей, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком.

2.  Семья, где господствует безнадзорность. Это семьи, где родители, чаще всего пьющие.

3.  Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей (не понимают детей, не знают методов воздействия, подрывают авторитет школы и учителей).

4.  Семьи с проблемами жилья, отсутствием средств на содержание семьи, болезнь членов семьи, осужденные за преступления.

5.  Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В основе воспитания – физические наказания, поэтому дети растут жестокими и озлобленными.

6.  Семьи, столкнувшиеся с самовольными уходами детей из дома. Бродяжничество.

Для успеха работы нужна дифференцированная работа с родителями.

 

Целью данной службы являются:

-     просвещение молодых родителей в вопросах воспитания ребенка в возрасте от 3 до 14 лет;

-     расширение воспитательного потенциала семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.

Задачи:

1.       Профилактика социально опасного поведения детей и подростков дизадаптации;

2.       Повышение психологической культуры семьи по отношению к детям;

3.       Поддержка и укрепление психологического здоровья детей и их родителей;

4.       Оказание квалифицированной социально-психологической помощи родителям и их детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе из социально-незащищенных слоев населения;

5.       Консультирование по вопросам развития возрастных особенностей детей и подростков, родительско-детских взаимоотношений;

6.       Психологическая адаптация детей и подростков в социуме;

7.       Укрепление и интеграция семей в социуме;

8.       Создание совместных социально-психологических программ для детей и родителей с вовлечением всех членов семьи в решении проблемы;

9.       Социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса лицея;

10.  Защита прав и интересов учащихся, обеспечение правовых гарантий об образовательном процессе лицея;

11.  Организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения;

12.  Пропагандистская, организационная, издательская, просветительская деятельность;

13.  Осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

14.  Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых  взаимоотношений между ее членами;

15.  Повышение компетентности родителей в области психического развития ребенка на определенных  возрастных этапах и его индивидуальных особенностей;

16.  Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.

 

Для реализации поставленных целей и задач ведется следующая работа:

1.       Выпускаем  рекламные листовки о проводимых мероприятиях в рамках проекта;

2.       Информационные листы различной тематики для родителей:

-     «Что делать, если ваш ребенок убегает из дома»

-     «В семье сын и дочь – особенности воспитания»

-     «Почему дети  лгут – причины детской лжи»

-     «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста»

-     «Родителям на заметку».

Сотрудничаем с органами опеки и попечительства, органами социальной защиты, а также средствами массовой информации.

В работе сочетаются разные направления деятельности:

                    

 

Просветительское направление.

Задача – расширить  представления о психических процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностях ребенка, повысить социально-культурный  уровень знаний.

Лекции, семинары, дискуссии включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать свое мнение на групповое освещение.

Темы лекций, дискуссий:

-     «Конфликты»

-     «Слова, которые мы произносим»

-     «Взаимоотношения в семье».

 

 

Тренинговое направление.

Задача – формировать умения принять роль другого (например, ребенка), способность видеть слышать и анализировать детские проявления, находить оптимальные пути взаимодействия, научить общаться; повышение родительской самооценки; формирование умений организовывать семейный досуг.

а)  1 этап – тренинги для родителей. Тренинги проводятся с группами родителей – это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменение стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам.  В процессе тренингов у родителей меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребенком, которые в дальнейшем рефлексируются.

б)  2 этап – совместные занятия родителей и детей. Совместные занятия объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом:

-     1 часть  занятия игры и упражнении, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партеры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями;

-     2 часть – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определенный момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.

       

Структура проведения тренингов:

а)  1 часть – вводная:

-     знакомство и приветствие участников занятия;

-     разминка для создания эмоционально комфортной обстановке, раскрепощения членов группы;

б)  2 часть – основная:

-     обсуждение основного вопроса, проблемы, ситуации;

-     деловые тематические игры и упражнения по обсуждаемой теме;

-     анализ упражнения: что почувствовали? Что узнали? Что поняли?;

в)  3 часть – заключительная:

-     обсуждение – высказывание участников своих впечатлений.

 

Темы  тренингов: «Поощрение и наказание», «Во что играют наши дети?», «Попробуйте – у вас получится!»

 

Диагностическое направление.

Задача – раннее выявление неблагополучных семей для реализации комплекса мер по оказанию помощи; координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска.

-     Личностная тревожность

-     Исследование внутрисемейных отношений

-     Опросник «Подростки о родителях»

-     Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

-     Рисуночные тесты 

Консультативное направление.

Задача – изучение проблемы конкретной семьи, выявление причины возникшей ситуации, поиск путей решения.

Темы бесед с родителями:

-     Ребенок начал воровать

-     Как справиться с гневом

-     Детская ложь

-     Конфликтность. Шаги к сокращению количества конфликтов

-     Общение детей внутри семьи: братья-сестры, младшие-старшие

 

На фото девочка  проходит курс песочной терапии в рамках индивидуального занятия по  коррекции эмоционально-волевой сферы, мышечной зажатости, скованности, заниженной самооценки,  преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.

На следующем фото - психолог  проводит консультацию по вопросу обучения и психического развития ребенка . Мальчик учится в коррекционной школе, имеются проблемы  по нескольким школьным предметам, не успевает в школе за другими детьми. В результате беседы психолог предлагает  занятия по коррекции мышления, внимания, памяти, речи, а также по  формированию самостоятельности, ответственности, произвольности в поведении, снятию нервно-психического напряжения.

 

Методическое направление.

Оформление документации:

-     Оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы;

-     Анализ и обработка диагностических данных;

-     Разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

-     Разработка анкет для родителей, планов-конспектов тренингов, лекций семинаров, совместных занятий родителей и детей.

-     Изучение литературы.

 

Дополнительная информация