Размер шрифта: А А А
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Адаптивная физическая культура

Утверждаю

Директор

         _____________ Е.Б.Волошина

(Протокол заседания педагогического совета № 1 от 28.08.2014 г.)

 

 

 

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 4 VIII вида»

х. Базовый Грачёвский район

Ставропольский край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образовательная программа

«Адаптивная физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х.Базовый, 2014г

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года №28-02-484/16 "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей", направлена на создание образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

 

Пояснительная записка

 

Образовательная программа "Адаптивная физическая культура" направлена на формирование у воспитанников комплекса специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем ребёнка, на более полную реализацию его генетической программы.

Основная задача программы состоит в формировании у детей осознанного отношения к своим силам, твёрдой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. Программа состоит из двух частей: первая рассчитана на физическое развитие детей младшего школьного возраста и имеет лечебно-оздоровительную направленность; вторая рассчитана на физическое развитие детей среднего и старшего школьного возраста, направлена на укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей.

В содержание образовательной программы «Адаптивная физическая культура» включено также содержание базовой программы по физическому воспитанию младших школьников, включающей информационный компонент деятельности (знания), мотивационно-процессуальный компонент деятельности (физическое совершенствование) и операционный компонент деятельности (способы деятельности). Вследствие различных заболеваний у детей наблюдается гиподинамия, нарушение осанки, плоскостопие, снижение функциональной деятельности дыхания и сердечнососудистой системы.

Адаптивная физическая культура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, для улучшения вентиляции лёгких и усиления притока кислорода к крови, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создаёт наилучшие условия для повышения физической работоспособности. Адаптивная физическая культура нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Программа построена на важнейшем дидактическом принципе доступности. Занятия носят индивидуально-подгрупповой характер. В подгруппы дети объединяются по клиническим характеристикам с учётом уровня развития их двигательной сферы и состояния зрения.

При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Актуальность программы заключается в том, что главным средством развивающе-оздоровительно-коррекционной работы является гимнастика с использованием различных вспомогательных средств (фитнес-мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.) Основное преимущество гимнастики в том, что упражнения для выполняются могут быть подобраны индивидуально для каждого ребенка. Так, например, при выполнении упражнений  сидя или лёжа на фитнес-мяче, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при аэробных тренировках стоя. Сердечнососудистая система работает в щадящем режиме. Во время выполнения динамических упражнений на мяче осевая нагрузка на позвоночник практически отсутствует, так как мяч создаёт хорошую амортизацию всего тела. Упругая неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувства равновесия, ритма движений. Вестибулярная тренировка жизненно необходима для развития и нормального функционирования центров регуляции сердечнососудистой системы. Мяч – это игрушка и партнёр, он красив и главное, подвижен, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребёнка в целях сохранения равновесия включать в работу те специфические группы мышц, так называемые, глубокие мышцы, которые не задействуются при выполнении других видов упражнений. Использование гимнастической палки  способствует развитию подвижности в плечевых суставах, помогают удерживать спину прямой, фиксируют позвоночник, укрепляют мышцы живота, поясницы, улучшают кровообращение. Так или иначе, упражнения с гимнастической палкой направлены на коррекцию осанки, что особенно актуально для детей.

Кроме специфического воздействия на опорно-двигательную систему и вестибулярный аппарат ребёнка, немаловажную роль играет эмоциональный фактор. Гимнастика не только полезное, но и весёлое занятие. Прыжки, подскоки, скольжения на мяче, упражнения с обручем, гимнастической палкой – это не только энергичная разминка всего тела, но и забавная, увлекательная игра, развлечение. Все занятия проходят под музыкальное сопровождение. Использование музыки на занятиях содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере выполнения упражнений. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность. Яркая игровая психо-эмоциональная окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений с применением гимнастических приспособлений повышают интерес детей к занятиям физкультурой, их активность заметно возрастает, они легко справляются даже со сложными заданиями. Это соответствует главной идее данного рекреационного направления физической культуры - «оздоровление через удовольствие».

Расслабляясь психологически, ребята много смеются, с удовольствием играют, легко идут на контакт с педагогом, что позволяет выполнять основное требование организации занятий по адаптивной физической культуре – соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Такой подход обеспечивает самопроявление ребёнка в движении сообразно его возможностям и позволяет более эффективно влиять на имеющиеся отклонения.

Новизной программы являются элементы хатха-йоги, массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).

Занятия подчинены единой цели – вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка, содействовать развитию физических качеств и двигательной культуры.

В среднем и старшем школьном возрасте учащимся предлагаются занятия спортом по направлениям: футбол, волейбол, настольный теннис, бодибилдинг.  Учащиеся при отсутствии медицинских противопоказаний могут самостоятельно выбрать интересующее их направления спорта и посещать занятия.

 

 

 

Цель программы:

-       развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

 

Задачи программы:

-       обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки;

-       формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

-       содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;

-       воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

 

Срок реализации программы 9 лет. Программа ориентирована на детей младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного  возраста.

Занятия проводятся группам.

Занятия проводятся:

-       1-ый год обучения - 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут, общее количество -24 часа в год.

-       2-ой год обучения - 2 раза в неделю, продолжительностью 25 минут, общее количество-28,5 часов в год.

-       3-й год обучения- 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут, общее количество-36 часов в год.

-       4-й год обучения- 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут, общее количество-36 часов в год.

-       5-9 годы обучения – 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут, общее количество часов 48 часов

Форма подведения итогов:

для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования, а, именно, методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.

Динамику развития физических качеств ребёнка позволяют оценить контрольные тесты, проводимые два раза в год.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся помогает определить медицинский контроль, который осуществляет врач два раза в год, он же даёт рекомендации преподавателю и родителям ребёнка.

 

 

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Общее кол-во часов

Теоретич

Практич

Формирующие виды двигательной

деятельности

0,1

1,9

2

Общая физическая подготовка

 

0,1

 

1,9

 

2

Развитие двигательных качеств

1

4

 

5

Обучение правильному дыханию

 

0,1

 

0,9

 

1

Гимнастика

 

2

6

8

Игры

 

1

 

5

 

6

 

Итого:

 

4,3

 

19,7

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учебно-тематический план 2-й год обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Общее кол-во часов

 

 

Теоретич

практические

Формирующие виды двигательной

деятельности

0,5

2

2,5

Общая физическая подготовка

 

0,5

 

2

 

2,5

 

Развитие двигательных качеств

1,5

 

3,5

 

5

 

Обучение правильному дыханию

 

0,2

 

0,8

 

1

Гимнастика

1,5

 

6,5

 

8

 

Игры

 

1

 

6

 

7

 

 Элементы Хатха-йоги, самомассаж

 

0,1

 

1,4

 

1,5

 

Релаксация

0,1

 

0,9

 

1

Итого:

5,4

 

23,1

 

28,5

 

 

Учебно-тематический план

3-й год обучение

Наименование разделов и тем

Количество часов

Общее кол-во часов

 

Теоретич

практические

Формирующие виды двигательной

деятельности

1,5

4

5,5

Общая физическая подготовка

2

3,5

5,5

Развитие двигательных качеств

2,5

5,5

8

Обучение правильному дыханию

1

3

4

Гимнастика

2,5

8,5

11

Игры

2

8

10

 Элементы Хатха-йоги

0,5

5

5,5

Релаксация, элементы самомассажа

1,5

3

4,5

Итого:

13,5

 

40,5

 

54

 

 

Учебно-тематический план

4-й год обучение

Наименование разделов и тем

Количество часов

Общее кол-во часов

 

 

Теоретич

практические

Формирующие виды двигательной

деятельности

1,5

4

5,5

Общая физическая подготовка

2

3,5

5,5

Развитие двигательных качеств

2,5

5,5

8

Обучение правильному дыханию

 

1

3

4

Гимнастика

2,5

8,5

11

Игры

2

8

10

 Элементы Хатха-йоги

0,5

5

5,5

Релаксация, элементы самомассажа

1,5

3

4,5

Итого:

13,5

40,5

 

54

 

 

Содержание образовательной программы «Адаптивная физическая культура»

1-й год обучения

Задачи:

-       вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений;

-       обучать технике выполнения упражнений с учетом двигательной подготовленности;

-       создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении;

-       воспитывать волевые качества, стимулировать стремление ребенка к своему личному совершенствованию.

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Формирующие виды двигательной деятельности

 

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки

 

Гимнастические палки, коврики, мешочки с песком, ребристая доска, коврики с шипами, скамейка, яркие ориентиры, различные мелкие предметы для захвата пальцами ног

 

Общая физическая подготовка

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса.

 

 

Мячи, обручи, гимнастические  палки, коврики, гантели, детский эспандер

 

Развитие двигательных качеств:

-гибкость

- сила

-ловкость и координация

 

Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые

дорожка-балансир, батут детский, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная с зацепами, скакалки

 

Обучение правильному дыханию

 

Брюшной и грудной тип дыхания. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, упражнения для восстановления дыхания после физических нагрузок.

 

Трубочка для коктейля, мячи-шары надувные, мельницы-вертушки

 

Гимнастика

 

 

 

 

Упражнения с использованием  больших упругих мячей, обручей, гимнастических палок  в различных исходных положениях: сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче  (на спине и животе), лёжа на коврике.

 

Гимнастические приспособления  по количеству детей, коврики.

 

 

 

Игры

Подвижные игры:

- общего характера;

-специального характера;

-игры с фитболом.

 

ритмичная музыка (CD диски)

"Ловишка, бери ленту", "Удочка", "Бездомный заяц"

"Делай так, делай эдак", "Не урони мешочек"

"Паровозик", "Гусеница", "Быстрый и ловкий", "Охотники и утки"

 

 

Прогнозируемые результаты

по окончании 1-го года обучения дети должны знать:

-       что такое здоровье и как надо его беречь,

-       правила техники безопасности при выполнении упражнений;

уметь:

-       ходить с предметом на голове, выполняя различные задания,

-       выполнять простые гимнастические упражнения

-       выполнять упражнения для развития гибкости,

-       играть в игры общего и специального характера;

навыки:

-       соблюдение порядка, дисциплины, правил гигиены на занятии.

 

Содержание дополнительной образовательной программы

2-й год обучения

Задачи:

-       закреплять навыки правильной осанки и самоконтроля;

-       улучшать функционирование сердечнососудистой и дыхательной систем с помощью физических упражнений;

-       стимулировать развитие анализаторных систем;

-       способствовать адаптации организма к физическим нагрузкам;

-       учить самостоятельно выполнять упражнения на расслабление.

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Формирующие виды двигательной деятельности

 

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки

Гимнастические палки, коврики, мешочки с песком, ребристая доска, скамейка, яркие ориентиры,  различные мелкие предметы для захвата пальцами ног

Общая физическая подготовка

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса.

Мячи, обручи, гимнастические палки, коврики, гантели

Развитие двигательных качеств:

- сила

 -гибкость

-ловкость и координация

 

 

 

Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей.

 

Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

 

Гимнастический ролик,

гимнастические палки, детские эспандеры, гантели, резиновые кольца, мешочки с грузом большие и малые, мячи утяжелённые

 

Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые

 

дорожка-балансир, батут детский, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная с зацепами, скакалки

 

Обучение правильному дыханию

 

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц

Трубочка для коктейля, мячи-шары надувные, мельницы-вертушки

 

Гимнастка

 

Упражнения с использованием  больших упругих мячей, обручей, гимнастических палок  в различных исходных положениях: сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче  (на спине и животе), лёжа на коврике.

Гимнастические приспособления  по количеству детей, коврики.

 

 

 

Игры

 

Подвижные игры:

- общего характера;

 

-специального характера;

-игры с гимнастическими приспособлениями

«Ловишка, бери ленту», «Удочка», «Бездомный заяц», «Ловишка с мячом»

«Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Кто больше соберёт предметов с завязанными глазами» «Сделай фигуру»

«Паровозик», «Гусеница», «Быстрый и ловкий» «Охотники и утки»

Элементы Хатха-йоги, самомассаж

Упражнения  Хатха-йоги

Позы: «кошечка-собачка», «натянутый лук», «плуг»

Релаксация

 

Упражнения на произвольное  расслабление мышц.

Музыкальное сопровождение «Звуки природы»

 

Прогнозируемые результаты

по окончании 2-го года обучения дети  должны знать:

-       параметры правильной осанки  и как её проверить,

-       значение гимнастики в укреплении здоровья,

-       принципы правильного дыхания при выполнении упражнений;

уметь:

-       сохранять положение правильной осанки в образовательном учреждении и дома с напоминаниями взрослых,

-       выполнять гимнастические упражнения с использованием приспособлений в исходном положении сидя, лёжа на животе,

-       выполнять упражнения для развития силы, координации движений, профилактики плоскостопия,

-       произвольно расслаблять мышцы;

иметь навыки:

-       соблюдать правила безопасности на занятии,

-       проверять осанку у стены.

 

Содержание занятий программы «Адаптивная физическая культура»

3-4-го годов  обучения

Задачи:

-       укреплять мышечный корсет, с целью создания навыка правильной осанки;

-       способствовать нормализации работы нервной системы, стимулировать дальнейшее нервно-психическое развитие;

-       продолжать обучать принципам правильного дыхания, учить самостоятельно восстанавливать дыхание после физических нагрузок.

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Формирующие виды двигательной деятельности

 

Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища, упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки

 

Гимнастические палки, коврики, мешочки с песком, ребристая доска, скамейка, яркие ориентиры, булавы,  различные мелкие предметы для захвата пальцами ног

Общая физическая подготовка

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

Мячи, обручи, гимнастические палки, коврики, гантели.

Развитие двигательных качеств:

- сила

 

-гибкость

 

-ловкость и координация

 

-выносливость

 

Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей.

Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

 Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы.

Гимнастические палки, гантели, эспандеры, резиновые кольца, диск "Здоровье", гимнастический ролик, мешочки с грузом большие и малые, мячи утяжелённые

 

Гимнастические палки, ролики, скамейки, коврики, обручи, маты большие и малые

Диск "Здоровье", дорожка-балансир, батут детский, дуги большие и малые, качалка-мостик, лестница верёвочная, лестница деревянная

 

Скакалки, мячи, маты;

тренажеры оздоровительной направленности: "Велосипед", "Гребля", "Наездник", "Скамья для пресса", "Здоровье", "Педаль"

 

Обучение правильному дыханию

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание Упражнения для тренировки дыхательных мышц. Очистительное дыхание.

Трубочка для коктейля, мячи-шары надувные, мельницы-вертушки

Гимнастка

Упражнения с использованием  больших упругих мячей, обручей, гимнастических палок  в различных исходных положениях: сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче  (на спине и животе), лёжа на коврике.

Гимнастические приспособления  по количеству детей, коврики.

 

 

 

Игры

 

Подвижные игры:

- общего характера;

-специального характера;  

 

"Ловишка, бери ленту", "Удочка', "Бездомный заяц", "Успей поймать"

"Делай так, делай эдак", "Не урони мешочек", "Кто больше соберёт предметов с завязанными глазами", "Останови лошадку", "Сделай фигуру",

  "Попади в круг".

"Паровозик", "Гусеница", "Быстрый и ловкий", "Охотники и утки"

Элементы Хатха-йоги.

 

Упражнения  Хатха-йоги

 

Позы: "кошечка-собачка", "натянутый лук", "плуг", "трикананда",  "поза кобры", "йога мудра",

Релаксация, элементы самомассажа

 

Упражнения на произвольное  расслабление мышц. Элементы аутогенной тренировки и медитации.

 

Музыкальное сопровождение "Звуки природы", массажные мячи, коврики

 

Прогнозируемые результаты

по окончании 4-го года обучения дети  должны знать:

-       показатели самоконтроля,

-       правила ортопедического режима;

уметь:

-       выполнять гимнастические упражнения в исходном положении сидя, лёжа на животе, на спине,

-       выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника, элементы Хатха-йоги,

-       выполнять элементы самомассажа;

иметь навыки:

-       соблюдать правила ортопедического режима в образовательном учреждении и дома,

-       выполнять гимнастику дома под контролем взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание занятий программы «Адаптивная физическая культура»

5-9-го годов  обучения

Тема

Основные виды деятельности

Используемые материалы

Общая физическая подготовка

 

Упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины,  брюшного пресса

Мячи, обручи, гимнастические палки, коврики, гантели.

 

Развитие двигательных качеств:

- сила

 

-гибкость

 

-ловкость и координация

 

-выносливость

 

Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений, специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей.

Упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах.

Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии.

 Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, подвижные игры общего характера, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы.

 

Гимнастические палки, гантели, мячи, обручи,

Обучение правильному дыханию

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание Упражнения для тренировки дыхательных мышц. Очистительное дыхание.

 

Элементы дыхательной гимнастики

Игры

 

Спортивные игры;

подвижные игры

футбол,

 волейбол,

 настольный теннис

 

«Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи»

Релаксация, элементы самомассажа

 

Упражнения на произвольное  расслабление мышц. Элементы аутогенной тренировки и медитации.

 

Музыкальное сопровождение «Звуки природы»,  массажные мячи, коврики

 

 

Прогнозируемые результаты

по окончании 5-9-го года обучения дети  должны

знать:

-       теоретические сведения о физической культуре и спорте, о развитии спортивных игр, о влиянии физических упражнений на организм человека, занимающегося спортом;

-       должны овладеть основами техники и тактиками игры в спортивных играх, в  процессе обучения совершенствовать двигательные навыки, физические и волевые качества;

-       должны овладеть основами техники при выполнении физических упражнений на те или иные группы мышц, в процессе тренировок совершенствоваться и внешне и физически, улучшать силовые результаты, укреплять здоровье.

 

Методическое обеспечение занятий.

Начиная занятия, педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижнос+ти позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.   Программа по адаптивной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на три года. В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные  оздоровительные методики.

 

Организационными формами адаптивной физической культуры являются занятия. В зависимости от образовательных задач и содержания, занятия могут быть разного типа:

-       занятия, в которых основное внимание обращается на разучивание нового материала;

-       занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений (повторение пройденного материала)

-       занятия смешанного типа (разучивание нового сочетается с повторением)

-       занятия контрольные, учётного типа (итоги работы за определённый период); проверяются знания ребят в выполнении упражнений, качество выполнения, личностные качества.

Занятия адаптивной физической культурой проводятся в  спортзале, педагог использует на занятии: магнитофон, диски, кассеты с музыкой, атрибуты, необходимые для проведения занятий.

Структура занятия (ориентировочный план подбора и распределения упражнений) разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений. Занятие подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Заключительная часть способствует расслаблению и улучшению восстановительных процессов организма.

Обучение упражнениям осуществляется в соответствии с принципами педагогики: сознательности и активности; систематичности и последовательности; наглядности, доступности и прочности.

Физическая нагрузка регулируется в результате изменения:

-       количества упражнений в комплексе;

-       числа повторений каждого упражнения;

-       темпа движений;

-       амплитуды движений;

-       продолжительности отдыха между упражнениями.

          Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Остановимся на некоторых из них:

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений. Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с различными дефектами нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.

Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

-       выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

-       выполнение движения в облегчённых условиях;

-       выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);

-       использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),

-       использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),

-       использование имитационных упражнений,

-       подражательные упражнения,

-       использование при ходьбе, беге лидера,

-       использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

-       использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),

-       изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),

-       изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),

-       изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,

-       изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)

Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд.

Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Метод стимулирования двигательных действий.

Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия.       Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку,  подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.

 

 

 

Литература:

Гриненко М.Ф. "Целебная сила движений".

Лахманчун Г.Е. "Эта замечательная йога", Москва, "Физкультура и спорт", 1992.

Ловейко И.Д., Фонарев М.И. "Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей", Ленинград, "Медицина", 1988.

Латохина Л.И. "Хатха – йога для детей", Москва, Просвещение, 1993.

Никифоров Ю.Б. "Аутотренинг + физкультура", Москва, "Советский спорт", 1989.

Евсеев С.П., Шапкова Л.В. "Адаптивная физическая культура"-М.:2000,

"Физкультура и спорт", № 4, 1991.

"Физкультура в школе", 1990 – 2006.

Белкин А.С. "Основы возрастной педагогики", часть 1, Екатеринбург, 1992.

 

Брехман И.И. "Валеология - наука о здоровье" -М.:ФиС ,1990.

Дополнительная информация