Размер шрифта: А А А
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Публичный доклад за 2014-2015 учебный год

 

 

 

1.                Общая характеристика образовательного учреждения

Полное наименование – государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  № 4 VIII вида", Ставропольский край, Грачевский район, х.Базовый.

Сокращенное наименование – ГКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  № 4 VIII вида", Ставропольский край, Грачевский район, х.Базовый.

Место нахождения Учреждения:Россия, 356256, Ставропольский край  Грачевский район, х.Базовый, ул.Красная, дом 26.

Организационно-правовая форма Учреждения: государственное учреждение.

Учредителем школы-интерната является Ставропольский край.

Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, которое осуществляет функции и полномочия Учредителя.

Учреждение в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральными и региональными законами, Законом Российской Федерации «Об образовании», Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом (основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края, другими нормативными правовыми актами Ставропольского края, Учредителя, и настоящим Уставом.

Учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом на праве оперативного управления, находящимся в собственности Ставропольского края.

Приказом отдела образования  Ставропольского  края  от 16 июля 1975 г.          № 120 и приказом по Грачёвскому отделу образования от  15 августа 1975г.  № 48, создана Базовская вспомогательная школа – интернат. 

На основании Постановления главы администрации Грачёвского района Ставропольского края от 25 ноября 1994 г № 300,  Базовская вспомогательная школа – интернат преобразована в специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII  вида.

На основании Постановления главы Грачёвской районной государственной администрации Ставропольского края  от 21 июня 2000 года № 140,  приказа отдела образования Грачёвской районной государственной администрации   от 12 мая 2000 года № 163 специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII  вида переименовано в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа – интернат  VIII  вида х.Базового».

На основании Постановления главы Грачёвской районной государственной администрации Ставропольского края  от 4 октября 2001 года № 207  государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа – интернат  VIII  вида х.Базового» переименовано в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII  вида».

На основании  приказа Министерства образования Ставропольского края от 13 мая 2005 года  № 327-пр государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат  VIII вида» переименовано в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида».

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида» (далее – Учреждение), создано в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. № 379-п  «Об изменении типа бюджетных учре­ждений Ставропольского края в целях создания казённых учреждений Ставропольского края, а также изменения типа казённых учреждений Ставропольского края, в целях создания бюджетных учреждений Ставропольского края» путем изменения типа существующего государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 VIII вида».

Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления), организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  № 4 VIII вида» имеет бессрочную лицензию серия РО №043179, регистрационный № 2822 от 05 марта 2012 года и свидетельство о государственной аккредитации серия 26 А01 № 0000057, регистрационный № 2015 от 29 марта 2013 года, срок действия которого до 29 марта 2025 года.

 

2.                Цели и результаты развития ОУ.

Основная цель школы – «Повышение качества обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья путем индивидуализации и дифференциации образовательного процесса».

Задачи:

1.  Создать благоприятный эмоционально–психологический климат при реализации образовательного процесса.

2.  Повышать мотивацию учащихся к обучению путем совершенствования коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.

3.  Учитывать возрастные, индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания.

4.  Совершенствовать физическое воспитание учащихся, используя здоровьесберегающие технологии и физкультурно-спортивные мероприятия.

5.  Формировать у воспитанников здоровый образ жизни, прививать детям устойчивые навыки безопасного поведения.

Одним из условий внедрения ФГОС  в образовательный процесс является повышение качества предоставляемых образовательных услуг, а для того, чтобы это осуществить необходимо иметь качественнее ресурсы, а именно, кадровый потенциал.

Школа имеет все условия для осуществления образовательного процесса. Имеется 5 учебных кабинетов оборудованных интерактивными досками, 2 мастерские, оборудованные учебно-производственным оборудованием: столярная, швейная, способствующие творчеству детей, в которых тепло и светло, спортивный зал, который имеет специальное покрытие. При школе имеется участок, который обрабатывается детьми. Воспитанники осваивают специальную технику для обработки почвы: культиваторы, газонокосилки. В школе-интернате автономное  водоснабжение и отопление, имеется столовая на 50 посадочных мест, пищеблок укомплектован оборудованием и посудой, медицинский блок с процедурным кабинетом, изолятором, санитарной комнатой.

 

3.     Материально-техническая база.

Школа-интернат № 4 располагается в двухэтажном здании. Школа имеет производственные мастерские (швейная, столярная), спортзал, столовую, а также кабинеты специалистов: психолога,  логопеда,  медицинский  кабинет, процедурный кабинет, медицинский изолятор, 4 учебных кабинета, 4 спальных помещения, компьютерный класс, где установлены 3 персональных компьютера, объединенных в локальную сеть. В 2014 -215 учебном году оборудовано помещение актового зала.

На первом этаже расположены спальни воспитанников, медицинский кабинет, изолятор, столярная и швейная мастерские, кабинет психолога, логопеда, библиотека, спортивный зал, санитарные комнаты для мальчиков и девочек, пищеблок и столовая также располагаются в здании интерната (не предусматривается переход по улице).

На втором этаже – учебные кабинеты. Площадь кабинетов соответствует установленным нормам - наполняемости учащихся в классах. Мебель новая, соответствует росту учащихся.

Трудовое обучение осуществляется в мастерских: столярного дела, швейного дела.Обучение в мастерских организовано разными по уровню сложности видам труда, с учетом интересов воспитанников, их психофизическими возможностями, в соответствии с образовательной программой казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 VIII вида» х.Базовый, составленной на основе программы специальных коррекционных учреждения VIII вида.

В мастерских созданы и соблюдаются условия по охране труда учащихся для сохранения их здоровья. Материально-техническая база мастерскихнасегодняшний день   включает необходимое оборудование и инструменты. Мастерские оборудованы различными станками, в том числе: фрезерные станки, токарное станки, фуговальное оборудование, оверлок, электрические швейные машины.

На территории школы-интерната оборудована спортивная площадка (волейбольная площадка, футбольное поле, баскетбольные щиты), зона отдыха для воспитанников младших классов (песочница, беседки, качели), зона отдыха для воспитанников старших классов (спортивные тренажеры, беседки).

Также имеется пришкольный участок, на котором реализуется блок трудового обучения по сельскохозяйственному труду и цветоводству. Пришкольный участок позволяет организовать отдых и труд обучающихся, проводить коррекционную работу по охране и укреплению здоровья обучающихся школы-интерната.

Здоровьесберегающая инфраструктура школы-интерната представлена спортивным залом, спортивной площадкой. Спортивный зал, используется для проведения уроков физической культуры, ЛФК, а также для проведения массовых общешкольных мероприятий. Для занятий физической культурой, спортом имеются  мячи, тренажеры и другое спортивное оборудование, необходимого для физического развития детей с ОВЗ.

Школа имеет свой, регулярно обновляющийся сайт: http://www.bazovskaya-shkola.ru

 

4.     Кадровое обеспечение коррекционно - образовательного процесса.

В школе – интернате работают специалисты, осуществляющие коррекционно – развивающий образовательный процесс.

Образовательный процесс осуществляют 18 педагогов.6 педагогических работников имеют высшее образование,11 – среднее специальное, 1 педагогический работник имеет неоконченное высшее образование. 6 педагогический работник имеет первую категорию. В этом учебном году  прошли аттестацию 2 педагогических работников. Средний возраст работников составляет 45 лет.

Педагогические работники посещают районные и краевые семинары и принимают активное участие в них:

Место проведения

Наименование программы

Кол-во пед.раб.

ГБОУ «Психологический центр», г.Михайловск

Конференция «Специалист с ограниченными возможностями.  Опыт профессиональных решений в современной образовательной среде» (8 часов)

6

ГБОУ «Психологический центр», г.Михайловск

Семинар «Психопатология детского возраста»

(4 часа)

5

ОАО «Издательство «Просвещение»

Семинар «Учебно-методическая литература издательства «Просвещение» для обеспечения реализации новых ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (3 часа)

3

ГБОУ «Психологический центр», г.Михайловск

Семинар «Современные технологии коррекционного воздействия при задержке речевого  развития у детей дошкольного возраста» (5 часов)

1

ФГАОУ ВПО «СКФУ»

 г. Ставрополь

Всероссийский научно-практический семинар «Создание доступной среды в инклюзивной образовательной организации» (16 часов)

1

 

Кроме того, педагогические работники обучаются или завершили курс обучения в профессиональных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, проходят курсы профессиональной переподготовки

 

Место проведения

Наименование программы

Кол-во пед. работников

Примечания

ФГАОУ ВПО «СКФУ»

 г. Ставрополь

Переподготовка по программе «Специальное (дефектологическое) образование (олигофренопедагогика)»

4

 

ФГАОУ ВПО «СКФУ»

 г. Ставрополь

Подготовка «Специальное (дефектологическое) образование»

1

 

СКИРОПК и ПРО, г.Ставрополь

Переподготовка по программе «Педагогическое образование»

1

 

ГБОУ СПО Ск техникум «Ставропольское училище Олимпийского резерва»

Подготовка по специальности «Физическая культура»

1

 

ФГАОУ ВПО «СКФУ»

 г. Ставрополь

Магистр, Специальное (дефектологическое) образование

1

24.02.2015 года выдан диплом с отличием

ГБОУ «Краевой психологический центр» г.Ставрополь

 

Программа «Арт – терапия для детей-сирот подросткового возраста, воспитывающихся в замещающих семьях и интернатных учреждениях»

2

 

Обучение по данным программам подготовки и переподготовки позволяет педагогам подготовить   себя к работе в соответствии с предъявляемыми требованиями профессионального стандарта педагогов, вступающего в действие с 2016 года.

Система работы всех служб школы велась в условиях взаимодействия и взаимопонимания с обучающимися и родителями с целью преодоления трудностей в учебе и формировании комфортности обучающихся и учителей.

Для решения стратегической задачи школы-интерната: коррекции отклонений в развитии детей средствами образования, а также психолого-медико-социальной реабилитации воспитанников для полноценной интеграции в социум, усилия педагогического коллектива сосредоточены на создании здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья.

В специальной коррекционной школе-интернате осуществляется последовательное взаимодействие коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений. Успешно функционирует коррекционный блок, который включает в себя медицинскую, логопедическую, психологическую, социальную службы.

Состав специалистов коррекционной педагогики:

-     заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

-     учитель-логопед;

-     педагог-психолог;

-     социальный педагог;

-     2 медицинских работника;

-     учитель ЛФК;

-     учитель СБО.

Образовательный процесс обеспечен учебными пособиями (учебники, рабочие тетради), рекомендованные к использованию федеральным перечнем учебников,  утвержденным  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253

Задачи деятельности специалистов коррекционной педагогики:

-     проведение углублѐнного медико-социально-психолого-педагогического обследования;

-     определение направлений коррекционно-развивающей, социальной, логопедической, психологической помощи с учащимися, имеющими трудности в обучении и поведении;

-     разработка рекомендации, совместно с администрацией школы, по улучшению санитарно-гигиенических и дидактических условий, медицинского надзора, коррекционно-развивающей, логопедической и социально-психологической, физкультурно-оздоровительной работы в школе;

-     использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации деятельности специалистов;

-     консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Приоритетными направлениями деятельности специалистов школы являются:

-     коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями интеллекта, просветительско-профилактическая работа с педагогами, учащимися, родителями;

-     постоянный личностный и профессиональный рост специалистов школы;

-     научно-методическая работа (участие в педагогических советах, МО, семинарах).

Деятельность коррекционной школы осуществляется через реализацию следующих направлений: диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительную работу.

 

5.     Диагностическая работа

В рамках диагностического направления в этом учебном году было проведено диагностическое обследование с целью выявления реального уровня развития учащихся в начале года и определение динамики развития учащихся в конце учебного года. Обследовано 45 обучающихся психологом, логопедом, социальным  педагогом, медицинским  работниками (двое выбыли в связи с переменой места жительства).

Основными задачами диагностической работы педагога-психолога является: углубленное психолого-педагогическое изучение школьников, выявление их индивидуальных особенностей обучения, общения и поведения, выработка рекомендаций для всего образовательного процесса.

По окончании диагностической работы проводился анализ и обработка результатов исследования, предлагались рекомендации педагогам по проведению коррекционной работы с учащимися.

Количество учащихся, находящихся на индивидуальном занятии: 7 человек.

В начале года, в конце первого полугодия и в конце учебного года учителем-логопедом проведено обследование речи учащихся с целью выявления динамики речевого развития и оценки эффективности речевого воздействия. Обследование речи обхватило произношение, темп, плавность речи, а также понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Изучение состояния письма проводилось на основе слуховых диктантов, тексты которых соответствовали требованиям программы каждого класса. Обследование устной речи проводилось на основании программы «Исправление нарушений речи» (Колесникова Т.Д.), разработанной  на основе « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», Москва, просвещение, 2011г. А также: «Исправление нарушений речи и письма» Н.С.Жукова; «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах коррекционной школы» В.В.Воронкова, Москва, Просвещение,2000 г.

Результаты диагностики представлялись на консилиуме, с пояснением актуальности выбора средств и форм сопровождения обучающегося.

С начала учебного года были проведены консилиума по результатам диагностического обследования и возникающим вопроса:

-     перевод учащихся в другие классы по возрасту и результатам обучения;

-     по вновь прибывшим учащимся;

-     по протеканию адаптационного периода у учащихся начальных классов;

-     по вопросам отклоняющегося поведения.

Выполнение решений консилиума отслеживается, при необходимости проводятся повторные заседания.

Деятельность психолого-педагогического сопровождения проходит в тесной взаимосвязи с деятельностью ОПМПК.

До заседания ОПМПК проведено комплексное обследование учащихся специалистами психиатрической больницы. Выданы заключения врачебной комиссии для представления на ОПМПК.

В школе-интернате 8 воспитанников, имеющих статус «Ребенок-инвалид», 1 воспитанница, которой установлена вторая группа инвалидности. Программу медицинской реабилитации прошли все воспитанники школы-интернат. В течение учебного года воспитанники прошли лечение и оздоровление в санаториях и детских оздоровительных лагерях:

-       «Сосновый бор» – санаторий, г.Кисловодск;

-       ГБУ СО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» пос. Подкумок, Предгорного района.

В летний период времени планируется провести оздоровление в санатории «Сосновый бор» г.Кисловодска еще 9 воспитанников учреждения.

Администрации оздоровительных учреждений положительно отзываются о воспитанниках и педагогах нашей школы, что является показателем качественной работы всего коллектива школы.

Проведена диспансеризация 30 детей специалистами краевого и районного уровня в апреле-мае  2015 года. По результатам диспансеризации родителям, официальным представителям воспитанников школы-интерната направлены выписки из диспансерных карт с заключениями и рекомендациями специалистов-медиков.

 

6.     Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа проводится на основе результатов диагностики. Ее основной задачей является создание условий для формирования психических процессов посредством перехода от совместной работы учащегося с учителем-логопедом к самостоятельному овладению навыками и психическими процессами. Данная работа проводится на основе плана работы индивидуально (2-3 раза в неделю) и фронтально (1 раз в неделю) с группой учащихся, особо нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. Учащиеся посещают занятия психолога и логопеда выборочно.

Целью работы учителя-логопеда (Шутова А.Н.)являлось постановка у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

По результатам логопедического обследования учащихся, были выявлены учащиеся, остро нуждающиеся в срочной логопедической помощи (5 воспитанников) с различными дефектами речи. С этими детьми работа осуществлялась на индивидуальных занятиях.

Коррекционная  работа строилась на основе программы «Развитие сенсомоторики  и психических процессов» .

Совместная деятельность специалистов учреждения, коррекционное направление работы учителя начальных классов, имеющих дефектологическое образование (Колесникова Т.Д.) и работа учителя логопеда (Шутова А.Н.) представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации их работы являются классные, а также индивидуальные занятия, проводимые с детьми, имеющими более тяжелую форму ограничения. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

-     формирование пространственно-временных отношений;

-     сенсорное и сенсомоторное развитие;

-     умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

-     нормализация ведущей деятельности возраста;

-     формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

-     готовность к восприятию учебного материала;

-     формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним учителем (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

При проведении коррекционно – развивающих занятий (индивидуальных, групповых) использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развивать произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее. Обязательно на занятиях использовались технические средства (Светозвуковой стол, аудиозаписи, тактильные панно). Не во всех случаях динамика оказалась положительной, чаще незначительной или волнообразной.

Развивающая деятельность, организованная педагогом психологом, ориентирована на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития школьников, а коррекционная работа – на решение в процессе развития конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия. Выбор конкретной формы работы определяется результатами психодиагностики.

Развивающая и коррекционная работа осуществлялась в групповой и индивидуальной деятельности. Основные направления этой работы осуществлялись по разработанной программе коррекционно - развивающих занятий, психологического практикума.

В течение года проводились индивидуальные занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы, на которых школьники учились общаться в совместной деятельности, развивали коммуникативные навыки.

Занятия по развитию познавательных процессов проводились с воспитанниками школы-интернат. На занятиях воспитанники развивали память, внимание, мышление, воображение. Для активизации мыслительных процессов учащимся предлагались задания на сравнение предметов, выделения существенных признаков, определение родового понятия предметов, на классификацию. Во время занятий развивались коммуникативные навыки и навыки конструктивного общения.

Проводились индивидуальные и групповые беседы, занятия по снижению психо-эмоционального напряжения, развитию эмоционально-волевых процессов личности с учащимися. Дети обучались приѐмам саморегуляции.

С учащимися старших классов проводились индивидуальные занятия для коррекции эмоционального состояния, где учащимся предлагались упражнения на снижение агрессии, ослабление негативных эмоций; школьники упражнялись в приѐмах выражения своих чувств и эмоций в социально допустимой форме. На занятиях для релаксации использовались: прозрачная пузырьковая колонна, музыкальное оформление. Велось постоянное наблюдение за эмоциональным состоянием, поведением  учащихся. Со школьниками всех возрастных категорий планируется и в будущем году продолжить работу по развитию эмоционально-волевых процессов личности.

 

7.     Консультативно-просветительское направление.

Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

В течение учебного года проводилась консультативная работа со старшеклассниками. При помощи различных методик изучались интересы, способности, профессионально важные качества школьников с целью определения для каждого из них оптимальных сфер профессиональной деятельности. Со старшеклассниками проведены занятия по темам: «Профессии в нашей жизни», «Мои профессиональные интересы и склонности», «Формула профессии», «Представления о самостоятельной жизни», «Я поступаю учиться…», «Я в ситуации выбора». Учащиеся знакомились с правилами устройства на работу, с требованиями, предъявляемыми профессией к личности.

Проводилась консультативная работа с учащимися и педагогами по проблемам отношений: «Ученик – ученик», «Ученик – учитель», «Воспитанник-воспитатель». Систематически проводилась работа по ознакомлению педагогов с результатами психологических исследований, намечались пути развития и коррекции познавательных процессов, эмоционально – волевых процессов личности учащихся. Просветительская деятельность с педагогическим коллективом организовывалась не только через подготовку и проведение плановых и внеплановых (по запросу педагогов) консультаций, но и в процессе тематических выступлений на методобъединениях и педсоветах.

В этом учебном году в соответствии с планом коррекционной работы были проведены индивидуальные консультации по вопросам планирования коррекционной деятельности учителя и воспитателя.

Особенности консультативной деятельности педагога-психолога в школе-интернате связано с тем, что большое количество педагогов не являются специалистами в области дефектологии. Это определяет специфику запроса педагогов к психологу относительно детей, их особенностей и т.п.

В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Большинство родителей проявляют безразличие и непонимание проблем ребенка, игнорирование рекомендаций. Поэтому работа психолога строится как психотерапевтически ориентированный процесс краткосрочного информирования клиентов.

Учителем-логопедом проводилось еженедельное консультирование педагогов школы по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития. Организовывались консультации для родителей,  воспитателей, выпускались памятки.

 

8.     Научно-методичесая работа.

Специалисты принимали активное участие на семинарах, конкурсах и мероприятиях разного уровня.

В течение учебного года специалисты школы-интерната принимали участие на методобъединениях учителей начальных классов, воспитателей. Успешно функционирует методобъединение специалистов коррекционной педагогики. Для учащихся, педагогов и родителей специалисты оформили стенды по направлениям, которые периодически в течение учебного года обновляли.

9.     Организация деятельности по социальной защите детей.

В учреждении находятся на воспитании 6 детей оставшихся без попечения родителей (опека, приемные семьи). Основной задачей в работе социального педагога школы - интернат является социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование, профилактика школьной социальной дизадаптации, социальная адаптация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

-     руководствуется Законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-     изучает социальные проблемы учеников;

-     также осуществляет периодический патронаж опекаемых и неблагополучных семей, детей группы риска, составлять акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних;

-     консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;

-     осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья;

-     формирует у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни;

-     выявляет интересы и потребности учащихся, досуговую самореализацию;

-     формирует у старшеклассников мотивации и познавательные интересы к продолжению образования;

-     помогает в выборе образовательного и профессионального пути;

-     включает всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;

-     защищает и охраняют права детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, лица из их числа, не переданные на воспитание в замещающие семьи, обучаются, воспитываются и постоянно проживают в детских домах и школах-интернатах. В связи с этим обозначились основные проблемы детей, находящихся в этих учреждениях – защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности:

-     право на жилье, которое сохраняется за детьми;

-     социально-бытовая и профессиональная адаптации;

-     право на получение пособий, пенсий, алиментов, помощь семьям, обратившимся в суд с иском к органу опеки о восстановлении в родительских правах;

-     помощь семьям готовым взять детей на усыновление и опеку.

Одним из направлений деятельности социального педагога является обеспечение конституционных прав детей на получение образования, жилья, получения пособий, пенсий, алиментов.

Социальным педагогом проводится работа по постановке юношей на учет в военный комиссариат Грачевского района, предоставление характеристик.

Социальный педагог в 2014-2015 учебном году явился инициатором создания  школьного проекта «Добро начинается с тебя». В рамках этого проекта были определены цели и задачи, подготовлен план мероприятий. При участи педагогов и воспитанников учреждения намеченные планы реализовывались: было проведено анкетирование, оказывалась адресная помощь нуждающимся, проводились массовые мероприятия и акции, в том числе, ко Дню пожилого человека, к 70-летию Великой Победы.   

 

10.                        Профилактика правонарушений с учащимися,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Кроме того, учреждение работает по пути межведомственного взаимодействия: проводятся встречи воспитанников с представителями органов внутренних дел, с сотрудниками госавтоинспекции, медицинскими работниками. На подобных встречах реализовывается возможность формирования у воспитанников более четкого  понимания процессов, происходящих в социуме. Воспитанники имеют возможность задать интересующие их вопросы специалистам и получить на них исчерпывающие ответы.

Поддерживается тесная связь с классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, педагогом-психологом и организовывается совместная коррекционная и профилактическая работа. Воспитателями, классными руководителями ведутся дневники наблюдения, социальным педагогом и психологом проводятся индивидуальные беседы, воспитателями и социальным педагогом, проводятся классные часы, воспитательские часы по повышению правовой грамотности учащихся с целью профилактики девиантного поведения на темы «Человек и закон», «Подросток» и т.д.

Проводится работа по обеспечению коррекции поведения, успеваемости и посещаемости учащихся в школе путем привлечения их в кружки и секции. На социально-педагогическом совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних рассматриваются вопросы организационно – воспитательного, профилактического и коррекционного характера в отношении обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и в ПДН, также проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся с целью профилактики девиантного поведения. Проводились правовые недели о правах и обязанностях школьников, о правилах поведения в школе.  Широко используется практика издания тематических брошюр и буклетов: «Лето -2015», «Летний отдых без проблем», «Как защититься от Интернет-зависимости.  Советы родителям», «Чудесных каникул желаю тебе», «как оздоровить ребенка».

Уполномоченным по правам детей в учреждении проводятся беседы с детьми и родителями (официальными представителями) по профилактике  жестокого обращения с детьми.

В целях организации культурного досуга, улучшения физического и психического здоровья детей «группы риска», повышения уровня воспитанности продолжена работа школьной футбольной  и волейбольной команд, куда входят все дети «группы риска». Так, в мае 2015 года волейбольная команда принимала участие в краевых соревнованиях по волейболу в ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VIII вида» пос.Малые Родники Ипатовского района. 

В апреле 2015 года  в школе-интернате прошел ряд мероприятий в рамках «Месячника здоровья». По группам и классам с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности воспитанников проводились тематические беседы и классные часы, под слоганом «Время быть здоровым» в учреждении был проведен День Здоровья. В школьном уголке «Огонек здоровья» еженедельно размещалась  информация.

Проанализировав работу 2014-2015 учебного года, коррекционная служба ставит следующие задачи на 2015-2016 учебный год:

1.     Продолжить работу по сопровождению учащихся, имеющих особые трудности в обучении и воспитании.

2.     Обеспечить психологические условия, способствующие максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

3.     Усилить процесс взаимодействия специалистов и педагогов школы.

4.     Продолжить работу по межведомственному взаимодействию

5.     Поддерживать связь с образовательными организациями муниципального района по выявлению учащихся, имеющих трудности в обучении и оказания  их родителям (законным представителям) и педагогам  консультативной помощи по обследованию детей на краевой психолого-медико-педагогической комиссии.  

В 214-2015 учебном году педагогический коллектив продолжил работу  над проблемой: «Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы, в соответствии с задачами, поставленными в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

Цель: «Повышение качества обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья путем индивидуализации и дифференциации образовательного процесса».

Задачи:

1.     Повысить качество конечного результата образовательной деятельности педагогического коллектива.

2.     Повысить мотивацию учащихся к обучению путем совершенствования коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса.

3.     Обеспечить осознанную профессиональную педагогическую позицию учителей и воспитателей.

4.     Использовать современные образовательные технологии, в т.ч. информационно – коммуникативные в обучении и воспитании.

5.     Формировать у воспитанников здоровый образ жизни, прививать им устойчивые навыки безопасного поведения.

На основании выдвинутых задач, были скорректированы воспитательные планы и программы, планы работ методических объединений учителей начальных классов, технологии и воспитателей, специалистов коррекционной педагогики, планы работ классных руководителей.

В 2014 – 2015 учебном году коллектив воспитателей продолжил работу над методической темой: «Социально-педагогическое сопровождение воспитанников учреждения».

Задачи:

1.     Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

2.     Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения.

3.     Поддержка творческой активности учащихся и воспитанников во всех сферах деятельности, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД.

Основным объектом педагогического воздействия является формирование у обучающихся, воспитанников системы сознания, которое определяет его социальное поведение. Для реализации данных задач составлен комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям.

Воспитательная работа с обучающимися воспитанниками выстраивалась в целостную систему и проводилась по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья:

-     эстетическое и этическое;

-     нравственное;

-     правовое;

-     трудовое;

-     гражданско-патриотическое;

-     экологическое;

-     безопасное жизнеобеспечение;

-     физическое;

-     общешкольные мероприятия;

-     дополнительное образование;

-     профилактическая работа ;

-     здоровьесбережение.

В образовательном учреждении ежегодно проводятся мероприятия: День Знаний, День Учителя, День пожилого человека», «Золотая осень», Новый год, Старый Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Рождество, «Масленица», «Математический турнир», дни именинников, фольклорные праздники, конкурсы рисунков, и т.д.

Все формы и методы работы дают определенный положительный результат в вопросах воспитания и развития детей.

В школе-интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу. Дополнительным образованием в школе-интернате охвачено 100% воспитанников, и оно определяет следующие задачи:

-     активизировать индивидуальную активность детей, их познавательные интересы;

-     помочь ребенку в процессе саморазвития, максимально раскрыть его творческие возможности;

-     активизировать индивидуальную активность детей, их познавательные интересы;

-     повлиять на развитие сенсорной сферы, моторики и речи, развитие навыков общения;

-     способствовать развитию эмоциональной сферы, эстетического вкуса;

-     готовить детей к выбору профессии, культивируя индивидуальную направленность ребенка;

-     развивать духовный потенциал воспитанников через приобщение к истокам нации, ее истории и культуры.

На выполнение поставленных задач направлена вся деятельность творческих объединений по следующим направлениям:

-     музыкально-эстетическое творчество;

-     спортивно-оздоровительное направление;

-     декоративно – прикладное творчество.

Программа коррекционного развития детей во второй половине дня построена с учетом возрастных особенностей воспитанников. По каждому виду творческой деятельности разработаны программы. Цель каждой программы, с учетом психофизических особенностей детей – развитие знаний, умений, навыков, повышение познавательного интереса.

 

Ф.И.О. рук-ля кружка

Название кружка

Кол-во уч-ся

Группа

Безшапошная В.Г.

«Ниточка-художница»

12

Средняя группа

Стрюкова Т.В.

«Бумажное царство»

12

Средняя группа

Воронова Л.П.

«По тропе здоровья»

12

Старшая группа

Тарала И.Н.

«Юные друзья природы»

12

Старшая группа

Муринцева Л.И.

«Природа и фантазия»

13

Младшая группа

Шаренко Г.И.

«Моделирование»

6

7-8 класс

Демьяненко О.Н.

«Мир сказок»

13

Младшая группа

Колесникова Т.Д.

«Азбуковедение»

7

1 класс

Колесникова Т.Д.

«Мир математики»

7

1класс

Колесникова Т.Д.

«Юный художник»

14

1 и 3 класс

Вандина Л.В.

«Земля – наш дом родной»

10

2-4 класс

Петраков А.А.

«Мастерим сами»

3

6 ,8класс

Петраков А.А.

«Волейбол»

11

6-8 классы

Петраков АА

«Футбол»

11

4,6,7,8

 

Сведения о факультативных занятиях

Информатика

класс

Кол-во часов

Кол-во учащихся

Руководитель

1

5-6

2

11

Пешкова Л.В.

2

7-8

2

8

Краеведение

3

5-6

1

11

Волошина Е.Б.

4

7-8

1

8

 

Воспитатели владеют определенным арсеналом форм и методов организации воспитательного процесса в группе.

Методы: словесные, релаксация, практические, рефлексия, наглядные.

Научно-практический багаж воспитателей пополняется благодаря функционированию действующего методического объединения, самостоятельной деятельности по совершенствованию своего профессионального мастерства.

 

Формы ВР

 

КТД

 

Игра

 

 

Беседы

 

Конкурсы

 

Праздники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большое внимание воспитатели в своей работе уделяют работе по социализации воспитанников их духовно-нравственному, патриотическому воспитанию через экскурсии в районную библиотеку, краеведческие музеи, встречи c интересными людьми. Так, вошли в практику встречи со студентами отряда «Забота» агрономического факультета Ставропольского агарного университета. За прошедший учебный год  школа-интернат встречала у себя  гостей из детского музыкального ансамбля «Задоринка» Спицевского культурно-досугового центра.

Воспитанники учреждения с удовольствием приняли участие в краевой благотворительной акции «Время милосердия на Ставрополье». В рамках акции ребята «трудовым десантом» оказали посильную помощь одиноким и пожилым жителям х.Базовый.

В мае воспитанники учреждения приняли участие в ежегодном фестивале детского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подобные  формы организации деятельности детей, обучающихся в условиях интерната, дают возможность более успешно социализировать их, расширить и укрепить социальные контакты.

Каждая тема направлений воспитательной работы отрабатывалась педагогами  с позиции коррекционной направленности и эффективности для конкретной возрастной группы. Воспитатели при работе над темами МО использовали различные е формы и методы для достижения поставленных целей и задач.

Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитию творческих способностей, формированию общечеловеческих ценностей. Мероприятия охватывали несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны. Особо эмоциональной насыщенностью были окрашены проведенные мероприятия:

-     итоговое занятие месячника по ПДД «Уроки безопасности на дороге» (воспитатель Демьяненко О.Н., вожатая Шутова А.Н.);

-     проведение митинга у сельского мемориала памяти погибшим в ВОВ;

-     дни именинников с отрядом «Забота» (студенты агрономического факультета «Ставропольского аграрного университета»);

-     «День пожилого человека» (воспитатели: Тарала И.Н., Воронова Л.П.).

Особое внимание в учреждении уделяется патриотическому и спортивному воспитанию.

Все эти мероприятия послужили созданию ситуации успеха, способствовали раскрытию творческих способностей учащихся, формировали чувство ответственности за коллектив и дружескую поддержку.

Систематическое включение всех воспитанников в систему воспитательной работы в разных ее формах, способствовало решению проблем эмоционально-волевой сферы. Наиболее плодотворным в этом плане явились трудовые десанты к пожилым людям, нуждающимся в заботе и поддержке, сотрудникам нашей школы – интернат.

Воспитанники выполняют большую работу, начиная с бытового обслуживания, поддерживают чистоту и порядок в спальнях, классах, на закрепленных участках в школе.

 

Подводя итоги по мониторингу уровня воспитанности в группах можно сделать следующие выводы:

1.  Сформирована система санитарно-гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда.

2.  Воспитанники владеют общепринятыми нормами поведения, знают правила взаимоотношений с окружающими, владеют навыками общения в различных ситуациях.

3.  Отрабатывались навыки общения с окружающими людьми, нормы коммуникативного поведения (но в речи детей присутствует пагубная привычка к сквернословию).

4.  В группе у детей сформированы потребности в культуре ЗОЖ, характер взаимоотношений доброжелательный, дети приобщены к труду.

В заключении: за год проделана определенная работа, направленная на создание оптимальных условий для жизни, учебы и воспитания учащихся школы-интерната.

Задачи на 2015 – 2016  учебного года:

1.  Совершенствование форм и методов воспитательной работы школы, преодоление пассивности детей через игровые виды деятельности.

2.  Укрепление сотрудничества родителей и педагогического коллектива.

3.  Продолжать осваивать передовые технологии воспитания через работу МО, самообразование.

В традиционных школьных мероприятиях участвуют все воспитанники, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой воспитателей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка. Большое значение имеет сформированность коллектива, отношения между воспитанниками в группе.

Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода воспитанников школы-интерната на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных и областных конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.

Творческий работа учителей, классных руководителей, воспитателей, по возможности оборудованные и оснащенные актовый и спортивный залы, учебные кабинеты – все это позволяет проводить мероприятия на неплохом уровне. Мероприятия охватывают несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны.

В школе продолжает свою работу музей «Русская горница», в котором представлены предметы быта, одежда; и комната Боевой Славы, программой которого предусматривается вовлечение воспитанников школы-интерната в учебно-исследовательскую работу по изучению истории нашего населенного пункта, района, края.

Учителя трудового обучения Шаренко Г.И., Бабенко И.Л. с группой учащихся продолжают работу над реализацией проекта «Зимний сад».

В течение учебного года  учителя трудового обучения и воспитатели групп  с воспитанниками, продолжили работу над школьным проектом «Сад моей мечты»: ухаживали зад молодыми саженцами яблонь, разбиты цветники, клумбы. К ним присоединились учащиеся начальных классов с классными руководителями Вандина Л.В. и Колесниковой Т.Д.

Работа над этими проектами позволяет в течение всего года формировать навыки работы с сельскохозяйственными и декоративными культурами, что входит в обязательный минимум программы по трудовому обучению.

Педагоги школы-интерната значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

Важную роль в воспитательной работе играет школьная библиотека. Участие в различных конкурсах и совместная работа с школьной библиотекой позволяет вовлекать все больше учащихся в ряды читателей, что особенно актуально в наше время, когда книга теряет свои позиции учителя и воспитателя разносторонне развитой личности, по сравнению с компьютерами и различными техническими развлекательными средствами современной жизни.

С целью здоровьесбережения учащихся в текущем учебном году поставлены такие задачи:

-     не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе;

-     создать условия для формирования здорового образа жизни.

Для выполнения вышеперечисленных задач предусмотрены и проводятся следующие мероприятия: День Здоровья (4 раза в год), Спортивные  часы (2 раза в неделю), предметная неделя по физкультуре и спорту, физкультминутки в 1-4 классах на уроках по 5 мин., утренняя гимнастика (ежедневно), подвижные перемены, спортивные игры на природе, спортивные вечера, работа спортивных секций (футбол, волейбол).

Для охраны и укрепления здоровья в ОУ проводятся следующие мероприятия: утренняя гимнастика, водные процедуры, воздушные процедуры, профилактика плоскостопия на специальной дорожке, закаливание, проветривание комнат, оздоровительные прогулки на воздухе, витаминотерапия.

Вывод:здоровье учащихся ГКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  № 4  VIII вида" находится в стабильном состоянии. Отрицательной динамики нет. Наиболее распространенные заболевания у учащихся школы-интерната – простудные, а так же нарушение зрения, осанки.

Горячим питанием в школе охвачены все воспитанники, дети из приемных семей – обедом и вторым завтраком.

Пища готовится на оборудовании, соответствующем требованиям и нормам СанПин. Работники пищеблока обучены по программе санминимума и имеют допуск к работе по медицинскому заключению.

 

11.    Обеспечение психофизиологической безопасности учащихся.

В школе 100 % учебных кабинетов оборудовано мебелью, соответствующей параметрам возраста учащихся.

В надлежащем состоянии  в здании школы поддерживается система автоматической пожарной сигнализации и видеонаблюдения. Имеется оборудованный по требованиям противопожарной безопасности пожарный щит. Полы в коридоре 1 этажа выложены плиткой, на 2 этаже – пожароустойчивым линолеумом. Школа и хозяйственно – бытовые здания обеспечены необходимым количеством порошковых огнетушителей ОП-5. Имеются стенды по пожарной безопасности.

Здание школы и прилегающая территория находятся в удовлетворительном состоянии, содержатся в чистоте и порядке. На территории школы имеется спортивная площадка, пришкольный участок, на котором учащиеся выращивают цветы, яблоневый сад, оборудована площадка для отдыха. Спортивная площадка и площадка для отдыха  в этом году проверена на надежность, проведен ремонт. Пешеходные дорожки заасфальтированы. Территория школы огорожена забором из сетки «рабица».

Организация работы по обеспечению безопасности в школе-интернате ведется постоянно. В соответствии с планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасного поведения на дорогах ив транспорте проводятся классные часы, беседы, встречи и т.п.

По требованиям «Роспожнадзора» и «Роспотребнадзора» во всех классах и спальных комнатах убраны бумажные обои, которые не позволяли проводить влажную уборку. Стены на путях эвакуации, классах и спальнях окрашены водоэмульсионной краской.

 

12.                        Содержание и технологии образовательного процесса

Учебный план ГКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  № 4  VIII вида" разработан на основе адаптированной образовательной программы специальной коррекционной школы VIII вида. Учебный план ориентирован на приоритетные направления образовательной политики Ставропольского края, здоровьесберегающую деятельность, компетентностно-ориентированное образование, предпрофильное обучение, применение ИКТ.

Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательных федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта.

Вариативная часть обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения. Часы вариативной части направлены на усиление предметов инвариантной части, на организацию индивидуально-групповых занятий по коррекционно-развивающим направлениям, на здоровьесберегающую деятельность на уроках физкультуры.

Учебный план ориентирован на следующие сроки усвоения программ: начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет. Продолжительность учебного года в 1-8 классах – 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели – 6 дней. Продолжительность урока для 1-го класса в 1 четверти – 35 минут, для 5-8 классов – 40 минут.

Цель: формирование ИКТ-компетентности у педагогов и учащихся для внесения изменений в содержание и организацию образовательного процесса посредством использования ИКТ для повышения качества образования учащихся

Основными направлениями работы в 2014-2015 учебном году были:

1.  Информатизация управленческой деятельности.

2.  Информатизация учебно-воспитательного процесса.

3.  ИКТ-сопровождение профориентационной работы.

4.  Использование информационных технологий специалистами.

5.  Повышение ИКТ-компетентности педагогических и руководящих кадров, других работников школы.

6.  Пополнение технической базы школы.

Основными задачами, решаемыми в 2014-2015 учебном году, были следующие:

1.  Расширить информационное образовательное пространство школы.

2.  Продолжить работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области ИКТ.

3.  Повысить эффективность использования ИКТ в управленческой деятельности.

Результаты работы по направлениям:

1.  Модернизация материально-технической базы

В 2014-2015 учебном году в данном направлении были выполнены следующие мероприятия:

1.  Продлено право пользования программного обеспечения Windows на 1 год.

2.  На все компьютеры и ноутбуки установлена программа «Контент-фильтрация» (SkyDNS Агент).

3.  Работает беспроводная сеть Wi-Fi (на 2 этаже).

4.  На всех компьютерах обеспечена антивирусная защита средств информатизации с использованием программы «Антивирус Касперского». Требуется обновление вирусных баз в 2015 году.

2.  Повышение ИКТ компетенции учащихся и педагогов.

2.1.    Разработка и проведение в течение учебного года уроков с применением компьютерных технологий по различным темам учебных предметов.

Педагоги в течение учебного года систематически применяли информационные технологии при проведении уроков и внеклассных занятий.

В основном ИКТ используется по следующим предметам: математика, биология, география, русский язык, литература, трудовое обучение, чтение, развитие речи, занятия - логопеда, психолога в следующих классах: 1-9.

Уроки, с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Добиться повышения эффективности урока можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме, уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но и за счѐт самообразования учащегося.

2.2.    Использование ИКТ во внеурочное время

-     подготовка проектов;

-     участие в конкурсах;

-     подготовка к экзаменам;

-     подготовка учащимися творческих работ;

-     занятия по программам внеурочной деятельности.

Мероприятия, направленные на осуществление контроля над эффективным использованием оборудования: план внутришкольного контроля, технологические карты, аналитические справки, графики работы кабинетов, циклограммы, журналы, тематическое планирование

2.3.    Внедрение ИКТ в воспитательный процесс.

С использованием компьютерного оборудования были проведены классные часы и общешкольные мероприятия:

-     общешкольный классный час «Сурдлимпийский урок»;

-     общешкольное внеклассное мероприятие «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

-     цикл мероприятий к 70-летию Победы

-     «Последний звонок» и др.

Издание материалов для школьных и классных уголков, выпуск школьной газеты.

2.4.    Организация методической работы.

Рассмотрение организационных вопросов МО учителей. В связи с информатизацией образования возникает необходимость создания банка передового опыта, в электронном виде (оформленного и систематизированного). Ведется фото архив, электронные носители к ним находятся в кабинете ИКТ. Создание банка методических разработок позволит систематизировать информацию о педагогическом опыте в методике преподавания предметов, воспитательной работе интерната, обеспечит открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет. Описание педагогического передового опыта в электронном виде даст возможность в полной мере представить все его составляющие, не исключая, а дополняя традиционные формы возможностями ИКТ. Оформление методического материала в электронном виде позволяет включить в пакет такие материалы, которые невозможно поместить в методическое издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио – и видеофрагменты и т.д.

Поэтому с этого года все созданные презентации для открытых уроков, конференций, имеющиеся в наличии в школе-интернате, внести в электронный банк данных.

Растет количество учителей и воспитателей, использующих ИКТ. Учителя стараются по мере возможности проводить ИКТ - уроки, использовать ЭОР сети Интернет для повышения эффективности образования и самообразования.

Представляют свои разработки уроков и занятий на Всероссийских фестивалях педагогических идей, создают «Портфолио» и размещают на сайтах сети Интернет. Активное участие принимают в Интернет-конференциях, в вебинарах.

Анализируя работу учителей – предметников по использованию ИКТ, можно отметить осознание педагогическим коллективом школы того, что информационные технологии, мультимедийные средства получили широкое распространение.

2.5.    Сайт школы.

В  2013 году был создан в глобальной сети Интернет официальный сайт школы-интерната (адрес: http://www.bazovskaya-shkola.ru). В 2014-2015 году велась непрерывная работа с ресурсом сайта образовательной организации. Структура и содержание сайта образовательной организации соответствует  требованиям законодательства.

На страницах сайта посетители, возможно, будущие ученики и их родителей, знакомятся с различными сторонами школьной жизни: нормативными актами, регламентирующими образовательную деятельность, структурой управления, школьным коллективом, основными достижениями учащихся и педагогов, освещает как учебную, так и внеурочную деятельность (проведение общешкольных мероприятий, участие в акциях, соревнованиях и т.д.) и т.д.

3.  Заполнение КПМО.

Работа с Федеральным электронным мониторингом (КПМО) реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" проходит в режиме "он-лайн" на сайте http://www.kpmo.ru. Данная база содержит информацию об ОУ по следующим направлениям и периодически обновляется (ответственный – социальный педагог Шмойлова Е.Н.):

-     введение новой системы оплаты труда работников образования;

-     переход на нормативное подушевое финансирование;

-     развитие системы оценки качества образования;

-     расширение общественного участия в управлении образованием;

-     обновление системы повышения квалификации;

В 2014-2015 учебном году администрация учреждения ввела в работу  электронные журналы и дневники, где отражается вся учебная деятельность педагогов, родители (законные представители) имеют доступ к отметкам своих детей на расстоянии (при наличии технических возможностей) 

Вывод:Использование компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска и совершенствования профессионального мастерства.

Педагогические работники в достаточной мере овладели современными компьютерными программами, необходимыми для полноценной работы, поэтому в работе используются презентации уроков и внеклассных занятий. Необходимо больше внимания уделить проектная деятельность. Исходя из выше сказанного, в целях улучшения учебно–воспитательного процесса, учителям – предметникам рекомендуется:

1.  Пересмотреть календарно – тематическое планирование с целью выявления уроков, на которых можно использовать диски школьной медиатеки, ЭОР сети Интернет с указанием ссылки на использованный ресурс.

2.  Шире использовать ИКТ в учебно–воспитательном процессе.

3.  Пересмотреть критерии оценивания эффективного использования ИКТ в УВП.

4.  Привлекать учащихся к созданию презентаций, видеороликов по тем или иным темам, учить детей работать со справочным материалом, находить нужную информацию в Интернете, посещать виртуальные экскурсии в музеи.

5.  Больше и плодотворнее работать над самообразованием в области использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

6.  Шире использовать ИКТ во внеурочной и внеклассной работе с учащимися.

В целом, результаты работы в 2014-2015 учебном году в данном направлении можно считать удовлетворительным.

4.  Ресурсы образовательного процесса

Численность административного персонала – 5, педагогического – 18, обслуживающего – 12. Имеются вакансии-учитель музыки.

 

13.                       Динамика норматива в год.

Средства областного бюджета расходуются на выплату заработной платы, пособий на методическую литературу, перечисление налогов на заработную плату, приобретение канцелярских, хозяйственных товаров, продуктов питания, одежду, оплату услуг связи, обновление справочно-информационных технологий, оформление подписки на периодические издания, оплату командировочных расходов, на оплату счетов за электроэнергию, теплоснабжение, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, стирку белья в прачечной, медосмотр работников, бактериологическое исследование пищи, и другие расходы по содержанию зданий.

 

14.                        Внешние связи и имидж ОУ.

Осуществляется тесное сотрудничество с ЦСО, СКИРО ПК и ПРО, КПМПК г.Ставрополь, Ставропольский государственный агарный университет,  спонсоры: «Билайн», и просто жители Ставропольского края, желающие помочь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Имеется тесная связь с детской библиотекой, которую часто посещают педагоги школы и учащиеся

 

15.                       Выводы о деятельности ОУ и перспективы его развития.

Деятельность школы-интерната ориентирована на приоритетные направления образовательной политики Ставропольского края: здоровьесберегающую деятельность, компетентностно-ориентированное образование, предпрофильное обучение, применение ИКТ.

Работа ведется согласно планам и графикам проведения мероприятий, которые направлены на достижение целей и задач ОУ.

Основными проблемами на 2014/2015 учебный год являются:

-     устаревшее компьютерное оборудование (сотрудников школы – административного персонала);

-     замена легкового автомобиля, в связи со сроком износа;

-     асфальтирование  территории школы-интернат;

-     ремонт фасада, уличного туалета;

-     покрытие спортивных (футбольной и баскетбольной, тренажерной) площадок специальным покрытием, ограждение баскетбольной площадки.

 

16.                       Формы обратной связи.

Способы доведения до администрации ОУ вопросов, замечаний, предложений представителей целевых групп по публичному отчету и освещенным в них аспектам деятельности ОУ:

-     Электронная почта.

-     Личная встреча, беседа.

 

-     Письменные предложения.

Дополнительная информация