Размер шрифта: А А А
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Беседа "Равнодушие - враг доброго человека"

 

Беседа с элементами игры для  учащихся    4 - 5 классов  в  рамках проекта 

«Добро начинается с тебя»

                                                                                     «Рав­нодушие - враг доброго человека»

 

 

 

 

Цель:  дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве -        неравнодушии; способствовать воспитанию у детей      доброты и отзывчивости.

Ход беседы:

— Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну се­рьезную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнем мы с рассказа  В. Осе­евой.  Рассказ называется «Плохо».

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикну­ла мальчикам:

—  Как вам не стыдно!

—  А что стыдно? Мы ничего не делали! — удиви­лись мальчики.

—  Вот это и плохо, — гневно ответила женщина.

 

Еще раз скажите, как называется рассказ? И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем го­ворить сегодня? (О равнодушии.) Подберите слова-синонимы, близкие по зна­чению к слову «равнодушие». (Черствость, без­различие, наплевательство, зло.)

А теперь — слова-антонимы, противоположные по значению слову «равнодушие». (Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, добро.)

Молодцы. К вопросу о доброте и зле мы вер­немся позже. А теперь я расскажу вам одну ис­торию.

Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц –  Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а нелепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упав­шей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребя­та, ну что вы на нее набросились? Разве она на­рочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхну­ла платье.

 

Пожалуйста, скажите, что вы думаете о по­ступках этих ребят. Кто себя проявил лучше всех? (Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности:  Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице.)

А что именно вам понравилось меньше всего? (Грубость Иры и Коли; равнодушие окружаю­щих, поведение Пети.)

Итак, мы решили, что в этой ситуации с луч­шей стороны проявила себя Оксана. Но со­чувствие — это еще не все. Подумайте как сле­дует. Вы считаете, что из тех ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувству­ющего? (Может быть и были.) Но они что-нибудь сделали?

Умение проявить устойчивость, невосприим­чивость ко всему дурному — это еще полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения. Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедли­вость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? Приведите примеры. (Дети делятся опытом.)

Поэтическая минутка.

Ах, как нам добрые слова нужны,

Они живут у каждого из нас,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

На дне души до времени хранимы,

А может, не слова - дела важны?

Чтоб их произнести в тот самый час,

Дела - делами, а слова - словами.

Когда они другим необходимы.

 (М. Лисянский)

 

Перед вами на листах написаны высказыва­ния известных людей. Ваше задание: в группах вы обсуждаете значение этого высказывания, а потом выбираете одного представителя от вашей команды. Этот человек должен вырази­тельно прочитать высказывание и кратко объя­снить, какое толкование этим словам дала его команда.

Сейчас я хочу рассказать вам одну басню. Она называется                              «Старый дед и внучек».

Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невест­ка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из дере­вянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж: с женой дома и смотрят — сы­нишка их на полу дощечкой играет, что-то ма­стерит. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары бу­дете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и запла­кали. Им стало стыдно за то, что они так оби­жали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.

— Почему заплакали муж с женой?  Почему дед «только вздохнул», когда невест­ка его ругала?

Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

А что гласит о доброте народная мудрость?

 Пословицы учат нас:

-       хвалить за хорошее,  и не всегда подчеркивать недостатки людей;

-       шутить по-доброму;

-       не быть любопытным;

-       внимательно слушать и не навязывать своего мнения;

-       уважать мнение другого человека;

-       не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах;

-       нести ответственность за свои слова;

-       быть чистосердечным в отношении с собеседником.

 

У Агнии Барто много замечательных стихов. Некоторые из них подходят к нашей теме.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму

 — Там жук живой!

—  Откроем раму!

Почему я включила это стихотворение в бесе­ду?                                                 А как поступили бы вы?

Раз уж тему беседы вы формулировали сами, то и вывод сформулируете сами.

Вывод: нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажет­ся, мы с вами очень хорошо потрудились се­годня, и каждый сделал для себя вывод: «Рав­нодушие — враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.

Подведение итогов игры.

 

 

 

Дополнительная информация